Вторник
07.05.2024
13:24
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Информация для фотографа, Словарь фотографа.Как фотографировать город. Как фотографировать ночной город.

    СЛОВАРЬ ФОТОГРАФА

     


    Автоматический баланс белого (Automatic White Balance)
    Система, благодаря которой цифровая камера замеряет цветовую температуру освещения и подстраивается так, чтобы белый и все другие цвета на изображении выглядели привычно для человека.


    Автоспуск (Selftimer)
    Функция при наличии которой, затвор фотоаппарата срабатывает через определенное время после нажатия на спуск.

    Автофокус (Autofocus)
    Устройство, автоматически наводящее объектив на резкость.

    Акцентирующий свет (Accent light)
    Свет, используемый для выделения (акцентирования) отдельных деталей или областей изображения. Другое название - моделирующий свет.

    Апертура (Aperture)

    Отношение между диаметром светового отверстия объектива и его фокусным расстоянием. Управляет количеством света, проходящим к пленке. Обычно вместо этого слова сейчас используется понятие "диафрагма".

    Апертурная величина (Aperture size)

    Число, показывающее степень закрытия диафрагмы. Чем больше показатель, тем сильнее закрыта диафрагма и тем меньше света достигает пленки.

    АЦП (аналого-цифровой преобразователь)

    Микросхема, преобразующая сигнал из аналогового в цифровой. То же самое происходит, к примеру, со звуковым сигналом при его записи на компакт-диск. Обычно в цифровых камерах используется 8-битное преобразование сигнала, то есть каждому пикселю назначается одна из 256 градаций яркости по каждому из каналов RGB. Профессиональные камеры предлагают 10-битное или 12-битное преобразование сигнала, что значительно улучшает качество изображения.


    Артефакты (Artifact)
    Искажения, вносимые в изображение фотокамерой. Часть информации при сжатии файла JPEG теряется, возникают искажения в виде «мозаичности» – артефакты. Артефакты могут добавляться и неточностью обработки изображения камерой, ухудшением свойств матрицы, электронным шумом и т.д.

    Байонет (Bayonet)
    Самый распространенный тип соединения сменных объективов с камерами. Позволяет одним поворотом быстро присоединить или отсоединить объектив. Все ведущие производители имеют свой тип байонета, несовместимый с продукцией других фирм.

    Боковое освещение (Split lighting) Освещение, при котором одна половина лица портретируемого ярко освещена, тогда как другая погружена в глубокую тень.


    Брекетинг

    На сленге фотолюбителей называется «вилка». Съемка камерой серии кадров (три или больше), которые отличаются параметрами с заданным интервалом значений (экспозиция, баланс белого и т.д.), с целью выбрать наиболее оптимальный снимок. При брекетинге по экспозиции один снимок будет темным, другой светлым, третий нормальным. Такая съемка применяется в сложных условиях, когда параметры выбираются опытным путем. Снимки можно комбинировать в фоторедакторе для увеличения соотношения между светом и тенью, расширения динамического диапазона

    Видоискатель (Viewfinder)
    Оптическое устройство, позволяющее определить объект съемки в рамке границ кадра. Включает в себя информационный дисплей, высвечивающий необходимые для съемки данные, точку или точки фокусировки.


    Виньетирование (Vigneting)
    Эффект потемнения изображения по краям (углам) кадра из-за ограничения оправами объективов или блендами наклонно падающих световых лучей. Возникает при больших отверстиях диафрагмы и снижается при их уменьшении. В нормальных объективах снижение освещенности по краям относительно центра достигает 30-40%, а у широкоугольных объективов – до 80%.


    Вуаль (Fogging)
    Случайное попадание света на неэкспонированную фотопленку или фотобумагу.


    Выдержка (Excerpt)
    Отрезок времени, за который свет попадает на матрицу или пленку. Обеспечивается за счет затвора, а само значение выдержки означает время, на которое открывается затвор. Выдержка зависит от освещенности объекта съемки, чувствительности матрицы (пленки) и установленной диафрагмы.

    Гиперфокальное расстояние
    Установка объектива, при которой дальняя граница резкости лежит в бесконечности. Зависит от фокусного расстояния объектива и значения диафрагмы.

    Гистограмма (Histogram)
    Это график распределения тонов на изображении. На горизонтальной оси отображается шкала яркостей тонов от белого до черного, а на вертикальной оси указано число пикселей заданной яркости на изображении. Гистограмма позволяет оценивать изображение и более точно устанавливать экспозицию. Эта функция чаще всего присутствует в относительно дорогих и сложных камерах.


    Глубина резкости (Depth of field)
    Максимальное расстояние между объектами в пространстве, которые изображаются объективом относительно резко. Глубина резкости определяется диафрагмой объектива и его фокусным расстоянием. При открытой диафрагме глубина резкости маленькая, при закрытой, соответственно, большая.


    "Горячий башмак" (Hot Shoe)
    Металлический разъем, расположенный на камере обычно сверху и оснащенный электрическими контактами установки съемной вспышки.

    Диафрагма (Diaphragm – «перегородка»)
    Позволяет изменить диаметр отверстия, ограничивающего сечение светового потока, который проходит через объектив. От диафрагмы зависит глубина резко изображаемого пространства (ГРИП), соответственно при прикрытии диафрагмы увеличивается выдержка. Диафрагма может управляться как вручную, так и автоматикой камеры.

    Динамический диапазон 
    Возможность матрицы или пленки отображать множество цветов и яркость самой светлой и самой темной областей изображения.
    Длиннофокусный объектив (long-focus objective)
    Объектив, фокусное расстояние которого больше чем в 1,5 раза превосходит диагональ кадра (поля изображения). Длиннофокусный объектив позволяет получать крупномасштабные снимки удаленных объектов.

    Затвор (Shutter)
    Устройство фотокамеры, позволяющее регулировать время экспонирования при съемке.

    Зерно (Grain)
    При большом увеличении видно, что фотоизображение на негативе или позитиве состоит из мельчайших зерен-красителей. Чем светоматериал чувствительней, тем зерно крупнее, при большом увеличении оно становится заметным.


    Зум, зуммирование (Zoom)
    Зуммирование - увеличение объекта съемки бывает оптическим и цифровым. Качество изображения при использовании оптического зума несравнимо лучше. Цифровой зум – это такое же увеличение изображения, как и при обработке на компьютере. Цифровым зумом в камере лучше не пользоваться. Зум-объектив - объектив с переменным фокусным расстоянием.


    Зеркальная однообъективная камера
    Зеркало, установленное под 45 градусов, отбрасывает лучи света на специальную призму. Благодаря этому мы видим изображение в окуляре. Правда, только до того момента, пока зеркало при съемке не поднимается и не освобождает путь к светочувствительному материалу или матрице.
    Преимущества: Видоискатель показывает практически все поле изображения. Возможность оценить глубину резкости при рабочей диафрагме (для этого имеется репетир диафрагмы).
    Недостатки: В главный момент, момент съемки, само изображение пропадает. Механизм зеркала вносит дополнительные сотрясения в момент спуска затвора, отсюда возможность "шевеленки".

    Кит (Kit - «комплект»)
    В названии товара обычно добавляется слово «кит», если товар поставляется в расширенной комплектации с дополнительным объективом, чехлом, картой памяти и т.п.


    Кратность зума 
    Кратность изменения фокусного расстояния объектива. Она равна отношению максимального фокусного расстояния объектива к его минимальному фокусному расстоянию.

    Метка автофокуса 
    Небольшая метка в центре экрана, указывающая область, по которой производится автофокусировка.


    Мегапиксель 
    Единица изображения. Чем больше число мегапикселей, тем большего размера фотографии вы сможете отпечатать. Число эффективных мегапикселей более значимо, чем их общее число, так как изображение формируется именно эффективными пикселями.


    Мира 
    Специальный тест, предназначенный для определения качества изображения при тестировании. Так тестируют, например, объективы. Мира – это пластинка или бумага с нанесенным рисунком. Существуют радиальные и штриховые миры. Разрешающая способность объектива определяется по воспроизведению штриховых или радиальных мир на изображении.

    Максимальная чувствительность пленки (ISO) (от 100 до 10000)-максимальное значение чувствительности пленки, используемой в данном фотоаппарате. В зависимости от модели фотоаппарата установка чувствительности пленки может быть механической или автоматической. Механическая предполагает наличие переключателя, который владелец фотоаппарата вручную устанавливает в нужное положение. При автоматической установке фотоаппарат сам распознает чувствительность пленки по нанесенным на кассету пленки кодам.
    Минимальная чувствительность пленки (ISO) (от 20 до 200 ) - минимальное значение чувствительности пленки, используемой в данном фотоаппарате. Каждый фотоаппарат рассчитан на использование пленок определенной чувствительности, которая указывается в его технических характеристиках.

    Нормальный объектив
    Объектив считается нормальным, если диагональ кадра приблизительно равна фокусному расстоянию объектива. Для 35мм камер это объектив с фокусным расстоянием 50 мм.

    Оптический клин
    Явление, когда все цвета в изображении смешаны без видимых переходов и градаций. Оптический клин считается золотым стандартом фотореалистичного изображения.

    Параллакс
    Эффект несовпадения границ кадра, который определяется через видоискатель, и кадра, который формируется объективом на матрице. Параллакс возникает вследствие несовпадения оси оптического видоискателя и оси объектива фотокамеры. Эффект параллакса особенно проявляется при съемке крупным планом и при макросъемке.

    Перспектива
    В зависимости от фокусного расстояния объектива объекты дальнего плана могут оказаться ближе или дальше от объекта съемки. Этот зрительный эффект называется перспективой.

    Широкоугольные объективы, как правило, визуально увеличивают расстояние между объектом и фоном, из-за чего кажется, что объекты заднего плана находятся дальше от снимаемого объекта, чем на самом деле.

    Телеобъективы сокращают расстояние между объектом съемки и фоном, из-за чего объекты заднего плана кажутся ближе, чем на самом деле. Широкоугольные объективы используются, когда нужно показать и сам объект съемки, и фон, телеобъективы акцентируют внимание только на объекте съемки.


    Приоритет выдержки - съемка при которой выдержка выставляется вручную, а диафрагма подстраивается автоматически (на основании замера) .


    Приоритет диафрагмы - съемка при которой диафрагма задается вручную, а выдержка подстраивается автоматически (на основании замера).


    Проводка
    Специальный прием съемки движущегося объекта с целью получить снимок, который подчеркивает движение. Объект получается четким на размытом фоне. Съемка с проводкой предусматривает относительно длинную выдержку. Камера плавно перемещается вслед за движением объекта.


    Просветление
    Оптическое просветление уменьшает коэффициент отражения поверхностей линз. На них наносятся непоглощающие пленки, у которых толщина соизмерима с длиной волны оптического излучения. Без них потеря на отражение света может достигать 10 процентов от интенсивности падающего излучения. А в объективе с большим числом поверхностей – до 70 процентов. Многократное отражение от преломляющих поверхностей приводит к появлению внутри объектива рассеянного света, что ухудшает качество изображения. В основе лежит просветления – интерференция света, отражаемого от передней и задней границ пленки. Взаимно погашаются отраженные световые волны и усиливается интенсивность проходящего света.

    Растр
    От латинского слова – rastrum: «грабли», «мотыга». Специальные сетки с частотой линий от 20 до 100 на 1 см, применяемые в полиграфии при репродуцировании полутоновых оригиналов. Растр также применяется для получения стереоскопических (объемных) изображений.


    Разрешающая способность объектива
    Свойство фотографического объектива раздельно передавать на оптическом изображении мелкие детали, измеряется в линиях на мм.

    Светосила
    Максимальное значение диафрагмы при данном фокусном расстоянии.

    Светочувствительность
    Численное значение общей светочувствительности. Выражается в единицах ISO (международный стандарт). При переходе от одного числа светочувствительности к другому выдержка меняется обратно пропорционально числам светочувствительности.


    Стабилизатор
    При съемке с длинными выдержками возникает опасность смазывания изображения в том случае, если фотокамера не закреплена на жестком основании. Для устранения эффекта смазывания («шевеленки») производители фотокамер используют оптическую стабилизацию (IS – у Canon, VR – у Nikon, O.I.S. – у Panasonic, OS у Sigma), в которой неподвижность проецируемого изображения на светочувствительный материал (элемент) фотокамеры обеспечивается подвижным элементом оптической системы. Системы AntiShake (Konica Minolta) и Super Steady Shot (Sony) основаны на сдвиге матрицы – принцип работы тот же, что и у других систем, но движется не элемент объектива, а сам сенсор. Преимущество такой системы в том, что она работает с любыми объективами.
     
    Ступень экспозиции. Это означает для диафрагмы разницу между двумя соседними значениями: например, между f/4 и f/5,6. Если речь идет о выдержке, то время изменяется в два раза. Стоп означает, что количество света, который попадает на светочувствительный элемент, меняется в два раза.

    Телеобъектив
    Объектив, позволяющий снимать удаленные предметы с большим, чем у обычных объективов, увеличением. В обиходе часто используют вместо понятия «длиннофокусный объектив», означающего объектив с фокусным расстоянием большим, чем диагональ кадра.

    Угол поля зрения
    Фокусное расстояние определяет зону изображения, которая проектируется на матрицу или пленку. Угол поля зрения зависит от фокусного расстояния объектива и выражается в градусах. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше угол его поля зрения.

    Фикс-фокус
    Или фикс-фокал – тип объективов, фокусное расстояние которых постоянно. Они не позволяют приближать или удалять объект съемки относительно заданного фокусного расстояния. Чаще всего – сменный объектив для зеркальной камеры.


    Фиксированный фокус
    Обычно установлен на бесконечность. Встраивается в дешевые камеры. Такая камера теоретически должна одинаково четко передавать все объекты, как ближнего, так и дальнего плана. Такой объектив не дает возможности подойти к съемке творчески.


    Фокальная плоскость
    Плоскость, перпендикулярная оси оптической системы объектива.


    Фокус
    От латинского focus – «очаг». Точка, в которой параллельные лучи света, пройдя через оптическую систему, пересекаются.


    Фокусное расстояние
    Расстояние от плоскости матрицы или пленки (фокальной плоскости) до главной задней оптической плоскости объектива при его фокусировке на бесконечность. В зависимости от фокусного расстояния объективы подразделяются на широкоугольные, нормальные и телеобъективы.

    Хроматические цвета
    Все цвета, кроме черного, белого и серых, относящихся к ахроматическим цветам. Хроматические цвета отличаются по цветовому тону, светлоте и насыщенности.

    Цветовая температура
    Градусы по шкале Кельвина, которыми измеряется цветовая составляющая света.

    «Шевеленка»
    Дрожание, сотрясения камеры, которые снижают резкость снимка или делают его «смазанным». Чем больше время выдержки, тем больше вероятность появления «шевеленки». Она может быть вызвана дрожанием рук фотографа, резким нажатием на кнопку спуска, хлопком зеркала в зеркалках и др. Для избавления от «шевеленки»нужно использовать штатив и спуск производить с помощью пульта или автоспуска.


    Шум
    Произвольное отклонение цвета точки, на изображении образуется множество цветных вкраплений. Шум тем больше, чем больше чувствительности матрицы и длиннее выдержка.

    Экспозиционное число
    EV – число, обозначающее значение экспозиции: выдержка и диафрагма. EV 0 соответствует выдержке в 1 секунду и диафрагме f/1.0. Когда EV изменяется на единицу, экспозиция меняется на одну ступень.

    Экспозамер
    Система замера световых характеристик объекта съемки. Нужен для точного определения экспозиции сюжета. Экспозамер бывает матричный, многоточечный, точечный, интегральный, частичный и центровзвешенный.


    Экспозиция
    От англ. exposure. Количество света, которое попадает на светочувствительный элемент (матрица, пленка). Определяется произведением освещенности на время освещения. От экспозиции зависит качество снимка – недодержка или передержка. Если снимок слишком темный – он недодержан, то есть на матрицу попало мало света. Если снимок слишком светлый – он передержан, то есть на матрицу попало много света.


    Экспокоррекция
    От англ. exposure compensation. Ввод поправок в экспозицию, которую выставил автоматический экспозамер камеры. Применяется в сложных условиях освещения, а также для получения нестандартных результатов.

    Экспонометр
    От лат. expono – «выставляю», «показываю», и греч. metreo – «измеряю». Прибор для определения значений экспонометрических параметров при фотосъемке.

     

    -----------------------------------------------------------------------------------

     

     Как фотографировать город.

    Фотограф имеет очень много преимуществ снимая в городе. Ведь это тысячи домов, деревьев и других объектов, которые можно использовать для своих шедевров. Выйдя на просторную улицу и осмотревшись по сторонам, можно всегда найти место, которое другие не замечают. Каждый дом, снятый с определённого ракурса - может стать неповторимым, каждый автомобиль, делающий необычный манёвр будет выделяться между другими, каждое дерево на фоне небоскрёба превращается в прекрасное творение природы

    Лучшим временем для съемок города считается ранее утро. Когда все жители ещё только просыпаются, а их автомобили мирно стоят в гаражах. В это время для фотографа свободны все улицы и дороги. Утром можно «воспользоваться» ранней росой на деревьях, которая так красиво будет отблескивать на фоне старенького дома. Поскольку на дорогах мало машин – можно, например, заснять центральную линию на фоне красивого фонтана или одинокий автомобиль, потерявшийся в городской паутине путей. В общем утром в городе практически нет движения, что помогает сконцентрироваться и найти нужное место.

    Городские виды вечером не менее прекрасны. Особенно время, когда жаркое солнце прячется за горизонтом. Его можно использовать как фон или просто фотографировать, используя необычный свет. Конечно вечером света не достаточно и нужно делать выдержки подольше, но потренировавшись, можно сделать неповторимые фото.

     

    Как фотографировать ночной город.

    Ночью город совсем не похож на себя. Ночью обычное солнечное освещение заменяют прожекторы и фонари, и именно они выделяют городские пути из тьмы ночи. Выйдя на перекрёсток и немного подождав, можно встретить автомобиль и сфотографировать его манёвр. Поскольку для того, что бы сделать фото хорошего качества нужно делать большие выдержки, то фары автомобиля размоются на фото волшебными линиями.
    Одной из проблем ночных фото является недостаток света и для получения хороших фото нужно использовать штатив. Если в вашем арсенале штатива не нашлось не отчаивайтесь, ведь вы находитесь в городе и здесь подставкой может послужить любая устойчивая поверхность.

    ---------------------------------------------------------------------------------- 

     
    Фототехника: DSLR - Цифровой зеркальный фотоаппарат.


    Определение:
    Цифровой зеркальный фотоаппарат, DSLR (Digital single-lens reflex camera) — цифровой фотоаппарат с зеркальным видоискателем.
    Особенности конструкции:
    Оптический видоискатель без параллакса


    Принципиальным преимуществом DSLR перед остальными типами цифровых камер является оптический видоискатель, унаследованный от плёночных зеркальных камер. Такой тип видоискателя не подвержен параллаксу, поскольку свет в него попадает непосредственно через объектив, в то время как оптические видоискатели у незеркальных цифровых камер получают свет через вспомогательное окошко, расположенное в стороне от оптической оси основного объектива.

    Компактные цифровые камеры также позволяют оценить картинку перед съёмкой, отображая её на ЖК-экране вместо видоискателя. Однако такой способ имеет свои недостатки: задержку (лаг), относительно невысокое разрешение и яркость, что может затруднить работу в некоторых условиях, например на ярком солнце или при съёмке динамичных сюжетов. Видоискатель DSLR отображает картинку в реальном времени, с высокой яркостью и разрешением.

    До недавнего времени в DSLR ЖК-экран использовался только для просмотра отснятых кадров и доступа к меню камеры, в то время как кадрирование было возможно только через оптический видоискатель. В некоторых случаях это вносило существенные неудобства в процесс съёмки, например, если нужно было располагать фотоаппарат на уровне земли или снимать в толпе поверх голов. В то время как на многих компактных цифровых фотокамерах в таких ситуациях можно было легко снимать используя поворотный ЖК-экран, владельцам DSLR приходилось снимать наугад или использовать дорогие и неудобные насадки на видоискатель. Однако в январе 2006 компания Olympus представила камеру E-330 — в ней впервые на рынке DSLR была реализована возможность кадрирования по ЖК-экрану.

    Быстрый фазовый автофокус


    В цифровых зеркальных фотоаппаратах используется фазовый автофокус. Это очень быстрый и точный метод, однако для его работы необходимо чтобы в оптическом тракте камеры были установлены специальные датчики. Это не составляет трудности сделать в зеркальных фотоаппаратах, так как там имеется зеркало, отклоняющее световые лучи в видоискатель и одновременно на датчики автофокуса. После нажатия на спуск зеркало быстро убирается, позволяя световым лучам беспрепятственно попадать на матрицу. В компактных цифровых камерах матрица используется не только во время собственно съёмки кадра, но и в остальное время для работы электронного видоискателя или ЖК-дисплея, поэтому ввести в оптический тракт датчики автофокуса, заслоняющие матрицу, нельзя. По этой причине незеркальные цифровые камеры, как правило, используют более медленный контрастный тип автофокуса, не требующий отдельных датчиков.


    Сменная оптика


    Возможность использовать сменную оптику, выбирая объектив наиболее пригодный для конкретной потребности, а также возможность использования специализированных объективов, постепенное удешевление DSLR — одни из основных факторов, способствующих популярности цифровых зеркальных камер.

    Практически все объективы для DSLR имеют большую светосилу, чем объективы в компактных цифровых камерах (в особенности, т. н. «фикс-объективы» с постоянным фокусным расстоянием). Это позволяет большему количеству света попадать на матрицу, и, таким образом, появляется возможность использовать более короткие выдержки при съёмке, что особенно важно при фотографировании динамичных объектов (балет, спорт и т. п.) в условиях, когда нельзя пользоваться фотовспышкой. Таким образом, приходится признать, что на данный момент развития, подавляющее большинство компактных фотокамер (т. н. в просторечии «мыльниц») не даёт возможности производить качественную фотосъёмку подобных культурных мероприятий в местах со слабой освещённостью.Большинство объективов, разработанных для плёночных зеркальных камер, могут быть использованы и на цифровых, но обратное не всегда верно. Новые объективы для DSLR могут использовать такой же тип байонета, как и плёночные камеры, но при этом включать в себя усовершенствованные электронные схемы (управление диафрагмой, оптический стабилизатор и т. д.), которые могут не заработать при установке на старые камеры. Некоторые объективы, разработанные для DSLR, имеют уменьшенный размер изображения (так как на многих цифровых зеркальных камерах размер матрицы меньше размера стандартного 35-мм кадра) и поэтому при установке на плёночную или полнокадровую цифровую камеру такие объективы будут давать затемнение (виньетирование) по углам кадра. Кроме того у некоторых производителей новые объективы физически несовместимы со старыми плёночными камерами (например, объективы Canon EF-S). Тенденция к переходу на «цифру» видна и у производителей цифровых фотокамер. Так, например, в 2006 фирмой «Nikon» была представлена любительская модель Nikon D40, которая вообще не предполагает в себе полноценного использования старых объективов, которые были разработаны «для фотоплёнки».


    Характеристики матрицы 

    Матрицы, применяемые в цифровых зеркальных камерах, как правило, значительно превосходят по физическим размерам матрицы компактных цифровых камер. Бо́льший размер матрицы позволяет добиться лучшего качества изображения: меньших шумов, меньшей ГРИП, большей чувствительности и динамического диапазона. Матрица типичной цифровой зеркальной камеры т. н. «любительского» уровня имеет размеры 22×15 мм. Матрица фотокамеры профессионального уровня может доходить и до полноразмерного формата, равного среднеформатному размеру фотоплёнки, то есть 24×36 мм (Canon 5D, Canon 1DS Mark), что позволяет добиваться снимков, по естественности и качеству весьма близких к снимкам с фотоплёнки. Матрицы незеркальных цифровых камер топ-класса как правило имеют размер 8,8×6,6 мм (формат 2/3), что дает площадь в 5,6 раз меньше. В более простых незеркальных камерах используются матрицы ещё меньшего размера.


    Контроль ГРИП


    Больший физический размер матриц применяемых в DSLR, а также применение «фикс-объективов», позволяют добиться малой глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) и сделать удобным контроль над ним. Малая ГРИП позволяет, например, при съёмке портрета сделать акцент на лицо, а задний план сделать более размытым, чтобы он не отвлекал внимание зрителя. 

    Источник — wikipedia.org